Бизнес на орхидеях
Бизнес на орхидеях
Как и у любой женщины, у нее были любимые цветы. Но еще в студенческие годы она заметила, что орхидеи любят все без исключения. Ведь существует около 30 тыс. ее видов, среди которых можно встретить самые разнообразные расцветки и строение цветков, способные удовлетворить любые вкусы. Ее утонченность с изяществом форм и ароматов, овеянных легендами, в которых отразились культура и традиции того или иного народа, сделали орхидею самым дорогим из цветов. Поскольку в недалекие времена их еще не было в массовой продаже, стремление ближе познакомится с ними привело ее к знакомству с основателем отечественной школы орхидологии — Татьяной Михайловной. Тут Светлана стала одним из лучших спецов по орхидологии, а главное — научилась их размножать микроклонально. А когда на одной из конференций она узнала про отдельные экземпляры и их стоимость (десятки тысяч у.е.) у зарубежных специалистов, решение уйти в собственное плавание созрело.
Как известно, орхидеи невозможно вырастить из семян. Во-первых, для этого требуется специальная среда (например, микоризные грибы), а во-вторых, не закрепляются ценные признаки. Остается чуть ли не единственный вариант, которым они к нам и поступают: закупка посадочного материала за рубежом, клонирование и адаптация в теплице с доведением до цветущего состояния, в котором их и отправляют в торговую сеть с наценкой. Сегодня такие орхидеи в горшочках продаются по цене более 8-10 у.е. в цветочных магазинах. Поскольку техникой клонирования она овладела, мысль размножить из нескольких черенков тысячи штук и реализовывать их (причем самых разных видов) стала отправной точкой ее начинания.

Это было первой сложностью, поскольку еще недавно некоторых групп орхидей у нас вообще не видели. Даже сегодня почти не встретишь, например, орхидеи со знаком «РСС/А0S». Это знак высшей награды американского орхидного общества — Orchid Society (AOS).
А ездить по свету слишком накладно. Выручило то, что в те годы знакомые открывали страны Востока. Приходилось просить их привезти черенки или луковицы орхидей. Например, во Вьетнаме несложно купить их по цене 40-50 донгов и провезти в ручной клади (в багаже есть риск заморозить). А вот в Таиланде запрещен вывоз земли, даже на корнях цветов. Приходилось предупреждать, чтобы они отмыли ее и поставили в пластиковую банку с водой, которую опять же просила везти только в ручной клади. Таможня в Таиланде следит лишь, чтобы не вывозили землю, цветы в воде пропускает без проблем. Удобно ли было просить? Сначала не очень, но красота орхидей столь заманчива, что подруги и сами загорались желанием иметь такую у себя дома. Вскоре они уже сами предлагали свои услуги. Даже сегодня привозят что-то необычное и просят размножить такую редкость. Иногда приходилось пускать вход женское обаяние. Например, в Болгарии, рассматривая коллекцию одного цветовода, она заметила экземпляр из Венесуэлы, за который, по его словам, английская королева согласилась бы променять свою корону. Изображать восхищение не пришлось, а когда попросила отломать и подарить мне красивое соцветие, видимо удалось обаять его.
Найдя фрагменты ценных видов, Светлана методом in vitro приступила к их размножению. Поскольку каллусную ткань получают из эксплантов листьев и соцветия, достаточно даже лепестка (как в случае с любителем Болгарии), чтобы за год получать до 5000 клонов с одного растения. Это и неудивительно — в мире среди промышленных лабораторий по культуре тканей орхидея сегодня на первом месте по количеству размножаемых экземпляров. Большинство из них для создания чистой культуры, главным образом, используют культуру почек, некоторые используют каллусную культуру и соматический эмбриогенез, как дополнительные методы для получения чистой культуры. Делая поверхностную стерилизацию эксплантов, иногда приходилось прибегать к антибиотикам, убивающим микробиальную флору внутри ткани. Важно выбрать антибиотик. Это один из показателей мастерства специалиста (и не всегда оздоровление экспланта при этом удается). Но в основном проблем не было, и очень скоро в пробирках красовались тысячи будущих орхидей. И тут Светлана приняла одно из главных решений в жизни. На имеющиеся сбережения закупила около 6 тысяч новых пробирок с другим необходимым оборудованием для размножения и часть субстрата для растений. Лишь когда недостроенный гараж превратился в подобие рабочей лаборатории, оставив аспирантуру со скромной аспирантской стипендией, она занялась привычным делом. Несложная арифметика вскружила голову, когда прикинула сумму возможного дохода, если их из пробирки довести до цветения и реализовать.
Для адаптации и доведения до цветения еще нужна была теплица, причем зимняя. Сначала искала подходящие варианты аренды, но вскоре решила отказаться от ежемесячной платы в 300 дол. За год натекла бы такая сумма, что вполне можно было построить собственную. Благо в студенческие годы в теплицах разбиралась лучше всех на курсе. Но поскольку сумма строительства новой с нуля была неподъемной, пристроила к гаражу деревянный каркас, наподобие тех теплиц, что у многих на огородах, накрыв его листами поликарбоната и оснастив люминесцентными лампами с обогревательной печью. Для пользования ночным тарифом пришлось потратиться на многотарифный счетчик. В такой теплице на поддонах разместила пластиковые стаканы, объемом 0,5 л. Их практически не пришлось покупать — они в изобилии были разбросаны во многих местах родного села. Оставалось сделать в них дренаж и засыпать субстратом. Для орхидей он состоит из смеси верхового торфа, коры хвойных пород, сфагнового мха и лесной подстилки. Второй и четвертый компоненты были в изобилии — вокруг лесистая местность, а дрова для печи завозили в основном из сосны. Наиболее сложно было зимой — приходилось вставать каждые 3 часа подбросить дров, а вот в случае с углем — достаточно одного раза за ночь. Этот год был самым трудным. Уверенность пришла по мере приближения цветения. Вообще же орхидеи она рекомендует покупать только цветущими. Известно немало случаев, когда купленная орхидея вообще не зацветала. Даже при появлении бутона — путь до цветения очень сложный. Например, сбросить их этот капризный цветок может при незначительных стрессах. И незадолго до цветения решилась начать поиски помещения для магазина. Такую торговую точку нашла в людном месте. Но еще до того посыпались заказы. В селе информация распространяется довольно быстро, и когда к ней стали приходить на экскурсии местные жители, очень скоро они возвращались за покупкой.
Так что к аренде магазина площадью 50 м2, стоимостью 300 дол. в месяц, она была уже с прибылью и оформила свидетельство частного предпринимателя.
Еще со студенческих лет Светлана усвоила главное правило бизнеса — предложить то, чего нет у конкурентов. В то недалекое время орхидей не было ни у кого, лишь традиционные розы, хризантемы, гвоздики, каллы, герберы... Из заграничных знакомств ей было прекрасно известно, что лицо цветочного магазина — его витрины, конечно пришлось потратится на ремонт. Зато все затраты удалось отбить уже через полгода.
Еще со студенческих лет Светлана усвоила главное правило бизнеса — предложить то, чего нет у конкурентов. В то недалекое время орхидей не было ни у кого, лишь традиционные розы, хризантемы, гвоздики, каллы, герберы... Из заграничных знакомств ей было прекрасно известно, что лицо цветочного магазина — его витрины, конечно пришлось потратится на ремонт. Зато все затраты удалось отбить уже через полгода.
На 7-8-й месяцы уже могла позволить себе закупать и реализовывать также горшки, кашпо, удобрения, подарочную упаковку и фурнитуру, нанять реализаторов. Еще одно преимущество — в магазине были представлены самые разнообразные из орхидей: и группы «фаленопсис», и «цимбидиумы», и «башмачки Венеры» (группа «пафиопедиллум» — авт.), и «каттлеи», и орхидеи Древней Индии — «Ванды». И еще одно преимущество — цена. Если продавцы классического набора цветов закупали их и продавали, накручивая цену вдвое, то у Светланы цена оставалась демократичной, а на 8-й день — начинала снижать ее. Ввиду дармового посадочного материала прибыль получалась хорошей. И Светлана решилась вложить вырученную прибыль в открытие второго магазина в другом месте, и конечно — в строительство новой крупной теплицы. Необходимостью стало и приобретение автомобиля. Для открытия цветочного магазина понадобились разрешение органа пожарного надзора, заключение сан-эпид. станции на помещение, письмо-согласование управления торговли на размещение магазина. Кроме того, проверяющие обращают внимание на книгу жалоб и предложений, торговый патент.
Для получения торгового патента пришлось подать заявку в Миндоходов и сборов. Ну и обязательно для каждого предпринимателя наличие кассового аппарата. Времени эти походы по инстанциям отняли немало, как и получение разрешения на строительство теплицы.
Отечественная реальность всегда создаст проблемы. Про «крышевание» бизнеса приходилось слышать не раз, и Светлана была к этому готова, но первое столкновение всегда оставляет осадок. Она была сторонницей крутых мер и, столкнувшись с этим явлением, разорвала аренду. Этот шаг не был рискованным — к тому времени в теплице красовались подрастающие цветы в прозрачных горшочках, и оптовые заказы поступали все чаще. А теплице в родном селе не грозили подобные проблемы, да и мотаться в город к магазинам стало ненужным. Так что прибыль хоть и стала периодической, но хлопот поубавилось.
Но тут поджидала вторая проблема — орхидеи стали массово встречаться в торговой сети. Но даже при этом орхидея остается самым дорогим из цветов. И к Светлане обращаются уже не так часто по поводу покупки цветущей, как с просьбой клонировать за определенную плату. До цветения уже доводят сами. «В таких теплицах, которые первой построила я»,— говорит Светлана. — «иногда просят размножить землянику, герберу, антуриум. Почти всегда отказываю. Ведь делать это без разрешения автора сорта — преступление, хотя у нас такое пиратство пока проходит. А вот в случае с орхидеями это не являлось пиратством, поскольку у привезенных видов из экзотических стран хозяина не было. Да и с ситуацией в орхидологии еще недавно подобное допускалось». Остается восхищаться моральными качествами Светланы. В наше-то время...
Сегодня ее доходы уже не измеряются десятками тысяч, но орхидейная теплица по прежнему забита экзотикой, а пробирки не пустуют. Хотя в них наряду с орхидеями теперь появились не менее эффектные антуриумы, герберы. Но посадочный материал не продается, а реализуются лишь цветы. Вроде бы в наше нелегкое время многим стало не до цветов, но привлекательная цена не уменьшает количество клиентов, и Светлана стала задумываться о продаже бизнеса. «Все что хотела от бизнеса, я уже получила,— говорит она. — Все, что нужно для счастья, уже приобрела. Теперь, надеюсь, замаячило и женское счастье».
Невольно вспоминается выражение «дикая орхидея» — цветок восхитительный, эффектный, но и капризный, требующий особого ухода. И понимаешь смысл восточной поговорки — «тот, у кого получилось вырастить орхидею, сможет преодолеть все проблемы и будет счастливым».