Хранение аграрной техники в межсезонье
Хранение аграрной техники в межсезонье
Чтобы хранить машины должным образом, в сельскохозяйственных предприятиях должны быть оборудованы машинные дворы, площадки и крытые помещения. На пунктах технического обслуживания должно быть соответствующее оборудование для механизации работ, связанных с хранением машин и узлов.
Долговечность в эксплуатации и надежность работы техники во многом зависят от того, как она сохраняется большую часть года. Поэтому вопрос подготовки техники к хранению, технологии и виды хранения выходят на первый план. Хорошо спланированное хранения техники позволяет снизить затраты рабочего времени и средств на техническое обслуживание и ремонт машин.
Особенностями эксплуатации аграрной техники является сезонность использования машин, постоянное воздействие на них разрушительных атмосферных факторов и агрессивной среды (органические и минеральные удобрения, пестициды и т.д.). Большинство техники в течение года используют от 10 - 15 до 55 - 60 дней. В период хранения вследствие коррозии, структурных преобразований и деформаций изменяются размеры и качество материала деталей.
Различают три основных способа хранения машин: в закрытых помещениях, под навесом и на оборудованных открытых площадках. Лучший способ хранения - закрытый, когда машины, сборочные единицы и детали размещают в специально оборудованных или приспособленных помещениях. В таких условиях они меньше подвергаются климатическим и атмосферным факторам. В закрытых помещениях целесообразно хранить зерноочистительные и машины для приготовления и внесения пестицидов, уборочную технику и комбайны, а также сложные машины, хранение которых на открытых площадках требует больших затрат труда и средств на консервацию, и приводит к выходу из строя отдельных деталей и сборочных единиц машин.
Разрешается хранение машин на открытых площадках с твердым покрытием. Для этого необходимо, чтобы машины обязательно прошли мытья, консервацию и герметизацию, после чего их следует установить на подставки. При этом отдельные детали и узлы, быстро разрушаются от воздействия атмосферных факторов (клинопасовые передачи, втулочно-роликовые цепи и т.д.), снимают с машин и после соответствующей подготовки сдают на склад. В нерабочий период машины должны быть защищены от вредного воздействия целого ряда факторов, которые можно разделить на несколько групп:
• физические (перепады температуры и давления, ветер, ультрафиолетовое излучение, вибрация, релаксация напряжений и др.)
• химические (удобрения, пестициды, атмосферные осадки и т.п.);
• биологические (микроорганизмы, использующие металлы в качестве среды для своего существования). Наиболее агрессивными являются сульфатредуцирующими бактерии
.

Эти факторы обусловливают появление целого ряда повреждений, основным среди которых является коррозия. При хранении техники коррозия не только разрушает или повреждает детали, но и вызывает качественные изменения, в результате которых уменьшается устойчивость материалов против износа. Скорость прохождения коррозионных процессов при хранении техники зависит от агрессивности среды, продолжительности взаимодействия с ним, температуры воздуха, химического состава материалов, наличия механических повреждений, конструктивных особенностей деталей (например, наличие сварочных швов, технологических отверстий и т.д.), состояния поверхностей деталей (наличия и структуры защитной пленки).
Территория СНГ находится в таких климатических условиях, где суточные перепады температур часто достигают 15 - 20 °С, а влажность воздуха в осенне-зимний период составляет 90 - 100%. Поэтому главные усилия во время хранения машин стоит сосредоточить на защите их от коррозии. Для этого все неокрашенные металлические поверхности деталей и агрегатов подлежат обязательной консервации. Причем консервируют как те, что остаются на машинах, так и те, которые содержатся в складских помещениях.
Хранение двигателей самоходных машин
Подготовка двигателей к длительному хранению включает: консервацию поверхностей деталей, размещенных внутри двигателя (внутреннюю консервацию), и промывки системы охлаждения; консервацию внешних неокрашенных поверхностей деталей двигателя (внешнюю консервацию) упаковки двигателя в чехол из полимерной пленки или другого материала (когда нет капота).
Консервацию двигателей, как правило, проводят непосредственно на тракторах и комбайнах. Для этого используют рабоче-консервационные масла - моторное масло для этого двигателя с добавлением 5-% ингибиторного аддитива (присадки) АКОР-1. Рабоче-консервационное масла готовят при температуре моторного масла не менее 1 °С, а подогретого аддитива АКОР-1 - не выше 60 °С. Масло используют то, что уже есть в картере двигателя, если оно не отработала установленный срок и не подлежит замене. Ни в коем случае нельзя заливать АКОР-1 или другие ингибиторные присадки непосредственно в картер двигателя, так как они налипают на стенки и эффекта не дадут.
Топливные системы (топливные баки, фильтры, топливные насосы, форсунки и т.д.) консервируют рабоче - консервационным топливом - смесь дизельного топлива и 2 - 3% присадки АКОР-1 или других адитивов. Температура топлива должна быть 15 - 20 °С, а подогретого АКОР-1 - не выше 60° С.
Для консервации топливной системы и всего двигателя необходимо заправить в бак такое количество рабоче-консервационного топлива, которое будет достаточно для работы двигателя в течение 5-8 мин. Заполняют также картер двигателя и корпус топливного насоса до эксплуатационного уровня ранее приготовленной рабоче-консервирующим маслом. После этого запускают двигатель на 5 - 8 мин, останавливают его и за выключенной подачи топлива прокручивают стартером коленчатый вал в течение 30 - 40 с.
Когда нет АКОР-1, для приготовления рабоче-консервационных масел и топлива можно использовать такие присадки, как КП-1, КП-2, ПМСЯ, если вы не знаете где приобрести масла, топлива и другие нефтепродукты можна заказать на сайте http://gsmmasla.ru перейдя по ссылке.
Для консервации системы охлаждения двигателей в воде, нагретой до 80 - 90 °С, растворяют 3% антикоррозионной присадки Прана-Т. Приготовленную однородную эмульсию заливают в систему охлаждения двигателя и через 10 - 15 мин сливают. Сливные краны оставляют открытыми.
Рабочие поверхности шкивов привода генератора и вентилятора очищают от следов коррозии и подвергают консервации. Обязательно очищают и промывают воздухоочиститель. При хранение двигателей, особенно комбайновых, в условиях открытых площадок, целесообразно накрывать их чехлами с брезентов, полимерной пленки или другого материала.
Хранение приводных ремней
Все пасы, снятые с машин, нужно прежде всего тщательно осмотреть и проверить, чтобы там не было механических повреждений, расслоение текстильных и резиновых слоев, трещин и вмятин. Непригодные пасы выбраковывают, а те которые находятся в рабочем состоянии, сдают на склад.
Пригодны к эксплуатации ремни промывают в теплой мыльной воде или обезжиривают не этиловым бензином, просушивают, и после этого связывают в комплекты. Приводные ремни можно хранить вместе с другими резинотекстильными изделиями. В помещении склада должна быть температура воздуха 5 - 20 °С, относительная влажность - 50 - 70%.
В случае хранения техники в закрытых помещениях или под навесом приводные ремни после подготовки к хранению устанавливают без натяжения.
Устанавливая после хранения приводные ремни на машину, следует соблюдать правила монтажа и эксплуатации клиноременных передач. При установке на свои места ремней запрещено использовать рычаги, ломики и т.п., наносить краску на рабочие поверхности ременных передач (особенно масляную).
Хранение приводных цепей
Снятые с машины цепи очищают, обдувают сжатым воздухом, а затем осматривают. Цепи визуально проверяют на наличие механических повреждений, а после этого - на удлинение. При увеличении среднего шага звена более 4% цепи выбраковывают.
Пригодность цепей проверяют, замеряя средний шаг на двух-трех участках, которые состоят из 20 звеньев. Усилие натяжения цепи во время контрольного измерения должно быть не менее 200 Н.
Пригодны для использования цепи проваривают не менее 20 мин в подогретой до температуры 80 - 90 °С с отработанным моторным маслом и сматывают в рулон. Допускается хранение цепей в закрытых ваннах, погруженных в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
При хранении машин в закрытых помещениях цепи после проваривания в масле устанавливают без натяжения на соответствующие звездочки машин.
Хранение шин и резиновых изделий
Пневматические шины, если их снимают с машины, после демонтажа колес разделяют на три группы: те, которые можно эксплуатировать; подлежащих восстановлению и идущие на списание.
Разрешается открыто хранить пневматические шины сельскохозяйственных машин в разгруженном состоянии на машинах, установленных на подставки. Поверхности шин желательно вымыть и после хорошо почистить от ядохимикатов и удобрений. После мытья поверхности обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги.
Навесные машины снимают с тракторов и ставят на специальные подставки. Шланги, приводные ремни, цепи, изделия из текстиля, а также насадки с калиброванными отверстиями снимают. Внутренние стенки металлических резервуаров лучше консервировать с помощью ингибиторов ПБ-5 или преобразователей ржавчины. Ингибиторы вводят путем распыления, из расчета 15 - 20 г/м2, которую необходимо защитить.
После консервации поверхностей машину герметизируют. Все отверстия, появившиеся в результате снятия узлов и деталей, и которые требуют хранения на складах, закрывают специальными пробками, заглушками и крышками. В помещениях, где хранятся машины для химизации, влажность не должна превышать 70%.
На наружные поверхности металлических частей наносят защитное покрытие, а поверхности кузовов, планки транспортеров, лопатки розкидальних барабанов покрывают тонкопленочным защитным составом на основе смолы, а цепи транспортеров, штоки гидроцилиндров, присоединительные штуцеры и трубопроводы - консистентной смазкой ПВК или раствором этого масла в дизельном масле. При необходимости восстанавливают поврежденное лакокрасочное покрытие металлических деталей, все поверхности, не требующие покраски, покрывают тонким слоем защитных материалов.
Хранение уборочных машин
После завершения уборочных работ комбайны транспортируют к местам хранения, очищают от растительных остатков и земли. Для лучшей очистки механизмам машин дают проработать 5 - 10 мин на средних оборотах двигателя. Благодаря внешнему осмотру выявляют и устраняют неисправности. Согласно схеме смазки смазывают все масленки.
Перед установкой на хранение все наружные поверхности составных частей уборочных машин промывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления остатков влаги. Места скопления растительных остатков на рабочих органах очищают и обдувают сжатым воздухом. Контрольные и регулирующие отверстия внутренней полости машин закрывают специальными крышками или заглушками. Молотильный аппарат зерноуборочных комбайнов со стороны соломотряса закрывают щитком или шторкой с влагонепроницаемого материала.
Ножи режущих аппаратов снимают, очищают от растительных остатков и следов коррозии, покрывают защитной смазкой, вставляют в специальные чехлы, обвязывают проволокой и сдают на склад. Допускается хранение ножей режущих аппаратов в закрытых ваннах, погруженных в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
Транспортеры жатки, горизонтальный и наклонный транспортеры снимают, очищают от грязи и растительных остатков, промывают и обдувают сжатым воздухом. Цепи и планки покрывают защитным покрытием. После этого транспортеры сворачивают и сдают на склад, указав на бирках марку и хозяйственный номер комбайна.
Штоки гидроцилиндров втягивают внутрь цилиндров, а выступающую часть штока покрывают защитной смазкой. Мотовила жаток снимают и устанавливают на специальных стеллажах-подставках. Все мотовила жаток уборочных машин длиной более 3 м следует установить разгрузочные опоры через каждые 2 м.
В кормоуборочных комбайнов снимают подборщик с измельчителем и устанавливают на копировочные башмаки. Жатки с тележками ставят на подставки. Сменный дробильный аппарат с также устанавливают на специальную подставку.
В свеклоуборочных комбайнов отсоединяют и снимают погрузочный элеватор корней. Корпус элеватора, которым транспортируют ботву, поднимают до вертикального положения и прикрепляют к раме машины. Демонтируют транспортер бункера.
Картофелеуборочные комбайны после окончания уборочных работ следует хранить в крытых помещениях или под навесом. Перед этим их нужно очистить от грязи, земли и растительных остатков и вымыть. Затем визуально проверяют их техническое состояние и определяют возможность дальнейшей эксплуатации без ремонта. Комбайн устанавливают на подставки на месте хранения. Снижают давление в колесах ходовой системы и ослабляют натяжение пружин предохранительных муфт. При необходимости восстанавливают поврежденное лакокрасочное покрытие на металлических поверхностях, консервируют нарезные поверхности и части штоков гидроцилиндров, которые выступают.
http://gsmmasla.ru/