Хранение аграрной техники в межсезонье

Хранение аграрной техники в межсезонье
Чтобы  хранить машины должным образом, в сельскохозяйственных предприятиях должны быть оборудованы машинные дворы, площадки и крытые помещения. На пунктах технического обслуживания должно быть соответствующее оборудование для механизации работ, связанных с хранением машин и узлов.
Долговечность в эксплуатации и надежность работы техники во многом зависят от того, как она сохраняется большую часть года. Поэтому вопрос подготовки техники к хранению, технологии и виды хранения выходят на первый план. Хорошо спланированное хранения техники позволяет снизить затраты рабочего времени и средств на техническое обслуживание и ремонт машин.
Особенностями эксплуатации аграрной техники является сезонность использования машин, постоянное воздействие на них разрушительных атмосферных факторов и агрессивной среды (органические и минеральные удобрения, пестициды и т.д.). Большинство техники в течение года используют от 10 - 15 до 55 - 60 дней. В период хранения вследствие коррозии, структурных преобразований и деформаций изменяются размеры и качество материала деталей.
Различают три основных способа хранения машин: в закрытых помещениях, под навесом и на оборудованных открытых площадках. Лучший способ хранения - закрытый, когда машины, сборочные единицы и детали размещают в специально оборудованных или приспособленных помещениях. В таких условиях они меньше подвергаются климатическим и атмосферным факторам. В закрытых помещениях целесообразно хранить зерноочистительные и машины для приготовления и внесения пестицидов, уборочную технику и комбайны, а также сложные машины, хранение которых на открытых площадках требует больших затрат труда и средств на консервацию, и приводит к выходу из строя отдельных деталей и сборочных единиц машин.
Разрешается хранение машин на открытых площадках с твердым покрытием. Для этого необходимо, чтобы машины обязательно прошли мытья, консервацию и герметизацию, после чего их следует установить на подставки. При этом отдельные детали и узлы, быстро разрушаются от воздействия атмосферных факторов (клинопасовые передачи, втулочно-роликовые цепи и т.д.), снимают с машин и после соответствующей подготовки сдают на склад. В нерабочий период машины должны быть защищены от вредного воздействия целого ряда факторов, которые можно разделить на несколько групп:
• физические (перепады температуры и давления, ветер, ультрафиолетовое излучение, вибрация, релаксация напряжений и др.)
• химические (удобрения, пестициды, атмосферные осадки и т.п.);
• биологические (микроорганизмы, использующие металлы в качестве среды для своего существования). Наиболее агрессивными являются сульфатредуцирующими бактерии.
Эти факторы обусловливают появление целого ряда повреждений, основным среди которых является коррозия. При хранении техники коррозия не только разрушает или повреждает детали, но и вызывает качественные изменения, в результате которых уменьшается устойчивость материалов против износа. Скорость прохождения коррозионных процессов при хранении техники зависит от агрессивности среды, продолжительности взаимодействия с ним, температуры воздуха, химического состава материалов, наличия механических повреждений, конструктивных особенностей деталей (например, наличие сварочных швов, технологических отверстий и т.д.), состояния поверхностей деталей (наличия и структуры защитной пленки).
Территория СНГ находится в таких климатических условиях, где суточные перепады температур часто достигают 15 - 20 °С, а влажность воздуха в осенне-зимний период составляет 90 - 100%. Поэтому главные усилия во время хранения машин стоит сосредоточить на защите их от коррозии. Для этого все неокрашенные металлические поверхности деталей и агрегатов подлежат обязательной консервации. Причем консервируют как те, что остаются на машинах, так и те, которые содержатся в складских помещениях.
Хранение двигателей самоходных машин
Подготовка двигателей к длительному хранению включает: консервацию поверхностей деталей, размещенных внутри двигателя (внутреннюю консервацию), и промывки системы охлаждения; консервацию внешних неокрашенных поверхностей деталей двигателя (внешнюю консервацию) упаковки двигателя в чехол из полимерной пленки или другого материала (когда нет капота).
Консервацию двигателей, как правило, проводят непосредственно на тракторах и комбайнах. Для этого используют рабоче-консервационные масла - моторное масло для этого двигателя с добавлением 5-% ингибиторного аддитива (присадки) АКОР-1. Рабоче-консервационное масла готовят при температуре моторного масла не менее 1 °С, а подогретого аддитива АКОР-1 - не выше 60 °С. Масло используют то, что уже есть в картере двигателя, если оно не отработала установленный срок и не подлежит замене. Ни в коем случае нельзя заливать АКОР-1 или другие ингибиторные присадки непосредственно в картер двигателя, так как они налипают на стенки и эффекта не дадут.
Топливные системы (топливные баки, фильтры, топливные насосы, форсунки и т.д.) консервируют рабоче - консервационным топливом - смесь дизельного топлива и 2 - 3% присадки АКОР-1 или других адитивов. Температура топлива должна быть 15 - 20 °С, а подогретого АКОР-1 - не выше 60° С.
Для консервации топливной системы и всего двигателя необходимо заправить в бак такое количество рабоче-консервационного топлива, которое будет достаточно для работы двигателя в течение 5-8 мин. Заполняют также картер двигателя и корпус топливного насоса до эксплуатационного уровня ранее приготовленной рабоче-консервирующим маслом. После этого запускают двигатель на 5 - 8 мин, останавливают его и за выключенной подачи топлива прокручивают стартером коленчатый вал в течение 30 - 40 с.
Когда нет АКОР-1, для приготовления рабоче-консервационных масел и топлива можно использовать такие присадки, как КП-1, КП-2, ПМСЯ, если вы не знаете где приобрести масла, топлива и другие нефтепродукты можна заказать на сайте http://gsmmasla.ru перейдя по ссылке.
Для консервации системы охлаждения двигателей в воде, нагретой до 80 - 90 °С, растворяют 3% антикоррозионной присадки Прана-Т. Приготовленную однородную эмульсию заливают в систему охлаждения двигателя и через 10 - 15 мин сливают. Сливные краны оставляют открытыми.
Рабочие поверхности шкивов привода генератора и вентилятора очищают от следов коррозии и подвергают консервации. Обязательно очищают и промывают воздухоочиститель. При хранение двигателей, особенно комбайновых, в условиях открытых площадок, целесообразно накрывать их чехлами с брезентов, полимерной пленки или другого материала.
Хранение приводных ремней
Все пасы, снятые с машин, нужно прежде всего тщательно осмотреть и проверить, чтобы там не было механических повреждений, расслоение текстильных и резиновых слоев, трещин и вмятин. Непригодные пасы выбраковывают, а те которые находятся в рабочем состоянии, сдают на склад.
Пригодны к эксплуатации ремни промывают в теплой мыльной воде или обезжиривают не этиловым бензином, просушивают, и после этого связывают в комплекты. Приводные ремни можно хранить вместе с другими резинотекстильными изделиями. В помещении склада должна быть температура воздуха 5 - 20 °С, относительная влажность - 50 - 70%.
В случае хранения техники в закрытых помещениях или под навесом приводные ремни после подготовки к хранению устанавливают без натяжения.
Устанавливая после хранения приводные ремни на машину, следует соблюдать правила монтажа и эксплуатации клиноременных передач. При установке на свои места ремней запрещено использовать рычаги, ломики и т.п., наносить краску на рабочие поверхности ременных передач (особенно масляную).
Хранение приводных цепей
Снятые с машины цепи очищают, обдувают сжатым воздухом, а затем осматривают. Цепи визуально проверяют на наличие механических повреждений, а после этого - на удлинение. При увеличении среднего шага звена более 4% цепи выбраковывают.
Пригодность цепей проверяют, замеряя средний шаг на двух-трех участках, которые состоят из 20 звеньев. Усилие натяжения цепи во время контрольного измерения должно быть не менее 200 Н.
Пригодны для использования цепи проваривают не менее 20 мин в подогретой до температуры 80 - 90 °С с отработанным моторным маслом и сматывают в рулон. Допускается хранение цепей в закрытых ваннах, погруженных в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
При хранении  машин в закрытых помещениях цепи после проваривания в масле устанавливают без натяжения на соответствующие звездочки машин.
Хранение шин и резиновых изделий
Пневматические шины, если их снимают с машины, после демонтажа колес разделяют на три группы: те, которые можно эксплуатировать; подлежащих восстановлению и идущие на списание.
Разрешается открыто хранить пневматические шины сельскохозяйственных машин в разгруженном состоянии на машинах, установленных на подставки. Поверхности шин желательно вымыть и после хорошо почистить от ядохимикатов и удобрений. После мытья поверхности обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги.
Навесные машины снимают с тракторов и ставят на специальные подставки. Шланги, приводные ремни, цепи, изделия из текстиля, а также насадки с калиброванными отверстиями снимают. Внутренние стенки металлических резервуаров лучше консервировать с помощью ингибиторов ПБ-5 или преобразователей ржавчины. Ингибиторы вводят путем распыления, из расчета 15 - 20 г/м2, которую необходимо защитить.
После консервации поверхностей машину герметизируют. Все отверстия, появившиеся в результате снятия узлов и деталей, и которые требуют хранения на складах, закрывают специальными пробками, заглушками и крышками. В помещениях, где хранятся машины для химизации, влажность не должна превышать 70%.
На наружные поверхности металлических частей наносят защитное покрытие, а поверхности кузовов, планки транспортеров, лопатки розкидальних барабанов покрывают тонкопленочным защитным составом на основе смолы, а цепи транспортеров, штоки гидроцилиндров, присоединительные штуцеры и трубопроводы - консистентной смазкой ПВК или раствором этого масла в дизельном масле. При необходимости восстанавливают поврежденное лакокрасочное покрытие металлических деталей, все поверхности, не требующие покраски, покрывают тонким слоем защитных материалов.
Хранение уборочных машин
После завершения уборочных работ комбайны транспортируют к местам хранения, очищают от растительных остатков и земли. Для лучшей очистки механизмам машин дают проработать 5 - 10 мин на средних оборотах двигателя. Благодаря внешнему осмотру выявляют и устраняют неисправности. Согласно схеме смазки смазывают все масленки.
Перед установкой на хранение все наружные поверхности составных частей уборочных машин промывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления остатков влаги. Места скопления растительных остатков на рабочих органах очищают и обдувают сжатым воздухом. Контрольные и регулирующие отверстия внутренней полости машин закрывают специальными крышками или заглушками. Молотильный аппарат зерноуборочных комбайнов со стороны соломотряса закрывают щитком или шторкой с влагонепроницаемого материала.
Ножи режущих аппаратов снимают, очищают от растительных остатков и следов коррозии, покрывают защитной смазкой, вставляют в специальные чехлы, обвязывают проволокой и сдают на склад. Допускается хранение ножей режущих аппаратов в закрытых ваннах, погруженных в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
Транспортеры жатки, горизонтальный и наклонный транспортеры снимают, очищают от грязи и растительных остатков, промывают и обдувают сжатым воздухом. Цепи и планки покрывают защитным покрытием. После этого транспортеры сворачивают и сдают на склад, указав на бирках марку и хозяйственный номер комбайна.
Штоки гидроцилиндров втягивают внутрь цилиндров, а выступающую часть штока покрывают защитной смазкой. Мотовила жаток снимают и устанавливают на специальных стеллажах-подставках. Все мотовила жаток уборочных машин длиной более 3 м следует установить разгрузочные опоры через каждые 2 м.
В кормоуборочных комбайнов снимают подборщик с измельчителем и устанавливают на копировочные башмаки. Жатки с тележками ставят на подставки. Сменный дробильный аппарат с также устанавливают на специальную подставку.
В свеклоуборочных комбайнов отсоединяют и снимают погрузочный элеватор корней. Корпус элеватора, которым транспортируют ботву, поднимают до вертикального положения и прикрепляют к раме машины. Демонтируют транспортер бункера.
Картофелеуборочные комбайны после окончания уборочных работ следует хранить в крытых помещениях или под навесом. Перед этим их нужно очистить от грязи, земли и растительных остатков и вымыть. Затем визуально проверяют их техническое состояние и определяют возможность дальнейшей эксплуатации без ремонта. Комбайн устанавливают на подставки на месте хранения. Снижают давление в колесах ходовой системы и ослабляют натяжение пружин предохранительных муфт. При необходимости восстанавливают поврежденное лакокрасочное покрытие на металлических поверхностях, консервируют нарезные поверхности и части штоков гидроцилиндров, которые выступают.

http://gsmmasla.ru/