Как выбрать самоходный опрыскиватель

Как выбрать самоходный опрыскиватель
Мощность двигателя
Обычно приходится слышать два мнения. Двигатель должен быть очень мощным, иметь за­пас мощности и повышенный моторесурс, чтоб справляться с любой поставленной задачей. Или: двигатель должен быть эко­номичным, поскольку перерасход топлива существенно увеличивает себестоимость сельхозпродукции. Однако, как показывает прак­тика, истина находится где-то посредине.
В любом хозяйстве есть прицеп­ной опрыскиватель. Для расчета возьмем Berthuoud Tracker с ем­костью бака 3200 литров, баком для чистой воды объемом 330 литров и массой 3200 кг, рабо­чей скоростью 12 км/час. Масса трактора МТЗ-80 с которым он работает, - 3700 кг, мощность трактора - 80 л. с. Иными словами, мощности трактора 80 л. с. до­статочно, чтоб перемещать массу 10 430 кг со скоростью 12 кмч. Если рассчитать пропорцию, то получим, что для обеспечения скорости движения 20 км/час (как на самоходном опрыскива­теле) нужна мощность в 133 л. с.
80 л. с./12 км/ч х 20 км/ч = 133 л. с.
Для того чтобы просчитать оптимальную мощность двигате­ля самоходного опрыскивателя, допустим Berthoud Raptor 4240 с массой 10 100 кг, баком объемом 4200 титров, баком для чистой воды объемом 450 литров (суммарная масса 14 750 кг) при скорости движения 20 км/ч, об­ратимся также к пропорции:
14750 кг/10430 кг х 133 л. с. = 188 л. с.
А для обеспечения 10% запаса мощности мощность двигателя должна составлять: 188 л. с. х 10% = 206 л. с.
Поскольку расчет приблизи­тельный, то диапазон оптималь­ной мощности может составить 200-220 л. с. для вышеуказанных массовых и объемных характе­ристик машины.
Прочность рамы
Это один из важнейших факто­ров, который практически невоз­можно определить при визуальном осмотре новой машины. Перед выбором производителя и модели техники следует изучить опыт использования таких машин в соседних хозяйствах. Если такой возможности нет, то хотя бы об­звонить фирмы, торгующие б/у техникой, и поинтересоваться, производились ли сварочные работы на раме за период ис­пользования. Если рама опры­скивателя не кажется инженеру хозяйства надежной, возможно, лучше отказаться от покупки, поскольку поломка рамы чревата серьезными последствиями.
Масса
Масса опрыскивателя играет очень важную роль, поскольку, с одной стороны, речь идет о проч­ности конструкции, а с другой - об эксплуатационных расходах. Ведь чем тяжелее опрыскиватель, тем больше топлива надо затрачивать на его движение и тем мощнее нужен двигатель. Поэтому, если, например, конструкции рам двух сравниваемых опрыскивателей вызывают доверие, преимуще­ство будет иметь опрыскиватель с меньшей массой. Стоит также помнить: чем меньше масса, тем меньше давление на почву, тем лучше опрыскиватель работает на вязких и мокрых почвах и холмистой местности.
Скорость движения
Создается впечатление, что чем больше скорость опрыскивателя, тем выше его производительность. Ведь сокращение агрономических сроков при внесении гербицидов может существенно повысить урожайность, а при внесении инсектицидов или фунгицидов и того больше - спасти урожай. Все не так просто. Гонясь за производительностью, не стоит забывать о качестве обработки. Ведь для борьбы с болезнями и вредителями понадобится фор­сунка, которая сможет давать наименьшую каплю. Такую за­дачу решает щелевая форсунка, которая может быть эффективной только при скорости ветра до 5 м/с. или 18 км/ч. Форсунка инжекторного типа способна ра­ботать при скорости ветра 8 м/с, или 28,8 км/ч. Однако не стоит забывать о скорости движения самого опрыскивателя. Дело в том, что безветренной погоды на поле практически не бывает, а направление ветра меняется, равно как меняется и направление движения опрыскивателя на поле. В определенных местах поля вектора скорости движения опрыскивателя и скорости ветра будут складываться и давать за­предельную величину, при которой ни инжекторная форсунка, ни щелевая не будут эффективными. Из практики: большинство агроно­мов утверждает, что использовать опрыскиватель на скорости выше 18-20 км/ч нецелесообразно. При внесении химикатов на высоких скоростях возникают вихри и, как результат, неравномерное распре­деление препарата на растения. Иными словами, зачем покупать более дорогой опрыскиватель с рабочей скоростью 30-35 км/ч, если использовать его на такой скорости не придется?
Распределение нагрузок на оси
Очень важен баланс нагрузки на оси 50/50, особенно при на­полненности бака. От этого за­висит работоспособность машины на вязких и влажных почвах, а также холмистой местности. Рекомендуем обратить внимание на более распространенные американские опрыски­ватели: удивительно, но именно они имеют худшую развесовку.
Клиренс
Руководствуясь логикой уни­версальности, следует выбирать машину, позволяющую работать со всеми культурами, включая свеклу, пшеницу, сою, кукурузу и подсолнечник. Рынок сельхоз­продукции меняется, и сегодня нельзя быть на 100% уверенным в том, что хозяйство, которое  уже много лет специализирует­ся на выращивании зерновых, через два года не добавит в свой севооборот, например, более рен­табельную кукурузу или рапс. В связи с этим нужно отметить, и большинство аграриев с этим со­гласны, что опрыскиватель с кли­ренсом 1,6-1,8 м является самой подходящей машиной, каким бы ни был севооборот в хозяйстве.
Диапазон хода штанги
Высокий клиренс машины реша­ет только одну задачу, а именно: возможность работы с высоки­ми культурами. Диапазон хода штанги решает вторую задачу. Для эффективного внесения пре­парата штанга опрыскивателя должна находиться на высоте 50 см от поверхности почвы либо покрываемого растения. Иными словами, диапазон хода штанги при самом высоком кли­ренсе должен варьироваться в пределах от 50 см до 300 см, тем самым позволяя использовать опрыскиватель как для внесения почвенного гербицида, так и для десикации подсолнечника, что делает машину универсальной.
Конструкции штанги
Идеальная штанга должна быть железной, задней с навеской в центре масс, иметь облегченную и надежную треугольную конструк­цию, быть покрытой порошковой краской, иметь защищенные форсунки и цилиндры, иметь подвижные наконечники штанги, легко монтироваться и сниматься, не иметь дополнительных лыж, колес, воздушных рукавов.
Насос
Насос опрыскивателя принято называть его сердцем, и это не преувеличение. Наиболее вни­мательно стоит подходить имен­но к выбору насоса. На рынке присутствуют два типа насосов для самоходных опрыскивате­лей: центробежные и мембранно-поршневые. У мембранно-поршневого насоса преимуществом является его низкая стоимость, что удешевляет опрыскиватель, однако недостатков существенно больше: пульсация жидкости в системе, которая отображается на качестве опрыскивания; высо­кие эксплуатационные расходы, связанные с частыми ремонтами (замена мембран): риск попадания химиката в насос при разрыве мембран. Центробежный насос существенно превосходит мембранно-поршневой по надежности и не вызывает пульсации, кроме того, имеет значительно более простую конструкцию, однако подвержен влиянию человеческого фактора: существует риск выхода насоса из строя, если насос работает без жидкости (вхолостую).
Немаловажным фактором явля­ется и производительность насоса, которая может стать ограниче­нием для скорости движения и, следовательно, производитель­ности опрыскивателя. Возьмем насос с производительностью 300 л/мин и ширину штанги 36 м. 
(Рабочая скорость х норма вы-лива х ширина захвата штанги) / 600 = поток
Поток + 15% (на мешалку) = производительность насоса.
Пример:
(20 км/ч х 250 л/га х 36 м) /600 = 300 л/мин 300 л/мин + 15% = 345 л/мин. Это значит, что необходимый поток на 45 л/мин превыша­ет производительность, то есть опрыскиватель с таким насосом и штангой на скорости 20 км/час работать не будет. Надо уменьшать норму вылива либо скорость.
Контроль нормы вылива
В данном случае речь идет о расходомерах, которые представ­ляют собой крыльчатку. Лопасти крыльчатки заполняются препара­том, что приводит ее в движение, а импульсный датчик считывает период ее вращения и передает данные на компьютер, который и рассчитывает поток жидкости. В использовании такой системы есть ряд минусов:
  • при малых нормах вылива лопасти крыльчатки заполняются не полностью, и это приводит к тому, что фактическая норма внесения препарата оказывается меньше расчетной;
  • со временем этот узел выхо­дит из строя, и даже на больших нормах вылива возникает разница между фактической нормой вы­лива и расчетной;
  • калибровка расходомера проводится представителями сервисной службы, а в случае, если калибровка проводится не в первый раз, а расходомер имеет износ, велика вероятность того, что операцию придется в скором времени повторить.
    Те системы контроля выли­ва, которые вместо расходомера оснащены датчиком давления, однозначно имеют преимущество также и в том, что могут считы­вать данные моментально, а не за определенный промежуток времени.
Сервис
Любая самоходная техника тре­бует обслуживания специалиста­ми. Очень важно, чтобы сервисная служба дилера соответствовала следующим требованиям:
  • находилась в непосредственной близости и могла в кратчайшее время добраться к месту обслу­живания;
  • количество сервисных специ­алистов должно быть достаточным для своевременного обслуживания;
  • специалисты службы должны располагать современным обо­рудованием и инструментами, а также иметь достаточную квали­фикацию и знания.
    Для этого компания должна характеризоваться следующей структурой: за определенное на­правление, например опрыскива­тели, в компании отвечают как ми­нимум три человека: специалист по технике, ответственный за ее закупку и поставку, специалист по запчастям, ответственный за своевременную поставку запчастей и наличие складских запасов, ве­дущий инженер, который курирует направление сервиса опрыскива­телей, обучает механиков, дает консультации клиентам по теле­фону и в случае необходимости выезжает на ремонт лично.
Конфигурация и дополнительные опции
Вопрос, конечно же, индивиду­альный для каждого хозяйства, но, тем не менее, мы попробуем рассмотреть некоторые наиболее распространенные опции.
GPS НАВИГАЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ СЕКЦИЙ ШТАНГИ
Наверное, нет хозяйства, ко­торое не осознавало бы пользу и экономический эффект от таких вложений. Опция очень полезная и уже установлена на опрыски­вателях в большинстве хозяйств.
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВОЖДЕНИЯ ИЛИ АВТОРУЛЕВОЙ
К сожалению, такого же един­ства во мнениях по этому пункту у аграриев нет. Воз­никает следуюший вопрос: а за что тогда платить деньги оператору, система ведь недешевая? Спра­ведливое замечание, но давайте рассмотрим ситуацию, когда в хозяйстве ограниченное количе­ство опрыскивательной техники, необходимо работать ночью, что­бы вложиться з агрономические сроки опрыскивания, при этом оператору надо успевать следить за штангой, смотреть вперед, дер­жать опрыскиватель на курсе и отслеживать показания приборов. Работа в таком режиме приводит к быстрой утомляемости, потери скорости и, следовательно, про­изводительное! и. А если скорость не сбрасывать, то увеличивается риск повреждения штанг. Так или иначе, если мы подсчитаем сто­имость упущенной возможности при превышении агрономических сроков или простоев из-за ремонта поврежденных штанг, то получим вполне внушительное экономиче­ское обоснование покупки.
Однако стоит быть вниматель­ным: не каждое техническое ре­шение даст одинаковый эффект. Мы рекомендуем гидравлический автопилот.
ГИДРАВЛИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМАЯ ШИРИНА КОЛЕИ
Тоже довольно дорогая опция, не очень распространенная и далеко не всегда оправданная. Ее целесообразно устанавливать только в случае, если в севообороте присутствуют культуры с разной шириной посевного междурядья. Например, подсолнечник (70 см) и свекла (45 см). Во всех остальных случаях ширину колеи на опрыски­вателе приходится устанавливать только один раз - во время ввода в эксплуатацию.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВЫСОТЫ ШТАНГИ
На первый взгляд, очень при­влекательная опция: снижает риск повреждения штанги и обеспечивает стабильное рассто­яние штанги над поверхностью растений. Однако при прак­тическом использовании были выявлены недостатки такого дополнительного оборудования. Поскольку датчики установлены непосредственно на штанге, гидравлика опрыскивателя не может плавно реагировать на изменение рельефа, особенно на скоростях выше 10-12 км/ч. В результате штанга поднимается и опускается рывками, что ведет к повреждению как самой штанги, так и ее подвески.
Эта опция наносит тем боль­ший вред, чем тяжелее штанга и чем выше скорость движения опрыскивателя.
Дополнительные секции вылива
Безусловное преимущество, особен­но при работе с системой автомати­ческого отключения секций штанги. Ведь чем короче секция вылива, тем меньше участки двойного перекры­тия при повторном прохождении штанги над ранее обработанным участком. При этом цена опции не очень велика и быстро окупается.
Надеемся, что данная статья оказалась для вас полезной и по­может сделать правильный выбор самоходного опрыскивателя.