Почему горят комбайны
Почему горят комбайны
Сбор урожая сельхозкультур в разгаре, тысячи единиц техники работают на пределе своих возможностей. И хотя все знают и множество раз проходили различные инструктивные обучения, проверяют машины почти каждый день, но количество пожаров не уменьшается. Даже новые современные тракторы и комбайны ведущих мировых брендов, насыщенные электроникой и различными контроллерами, в хозяйствах не имеют гарантии от возгорания. Почему так происходит и как этого избежать?

Чаще всего возгорания сельхозмашин происходит вследствие замыкания жгута электропроводки у двигателя, жгута зарядки аккумуляторных батарей или провода стартера на «массу». В этом случае стремительно увеличивается ток в проводнике и наблюдается искрение, мгновенный перегрев проводов и последующее возгорание изоляции и пожнивных остатков, смазанных потеками масла в подкапотном пространстве. Частым является проплавления изоляции проводов, проходящих вблизи выпускной системы (турбокомпрессор, коллектор и другие), и контактирующих с деталями гидросистемы (металлические трубопроводы, корпуса насосов, соединения резиновых трубопроводов).
Во избежание пожара проверяют трассировки жгута проводов, проходящих мимо дизеля, особенно у двигателей, имеющих два выхлопных коллекторы. Жгут должен проходить вдоль рамы внутренними сторонами швеллера от генератора и стартера в кабину. Разводку проводов делают на расстоянии 40-50 см от элементов выпускной системы дизеля и крепят их пластмассовыми хомутами или уплотнителями с эластичной прокладкой. В случае переходов от одного агрегата к другому проводник не должен быть натянутым и обязательно иметь компенсационное провисания.
Следует избегать контакта проводников (особенно открытых без гофротруб) с трубопроводами но не закреплять жгуты непосредственно за трубопроводы, в процессе работы имеют высокую температуру и вибрацию; а также постоянно очищают жгут проводов от налипания пыли и технологического продукта. Статистика свидетельствует, что через 5-7 дней работы машин в поле вследствие тепловых и механических повреждений изоляция от касания проводника к нагнетательному трубопроводу гидросистемы темнеет, твердеет и трескается. Если же перегревается масло гидросистем, то изоляция оплавляется. Попадание влаги и пыли приводит к замыканию на трубопровод, и, как следствие - возгорание.
Не применять для защиты электрических цепей предохранители больших номиналов, которые не предусмотрены конструкцией, или провод. Если в цепи установлен предохранитель из подручных материалов (проволоки), то при коротком замыкании пожара не избежать. Предохранитель, например, зарядки комбайна рассчитан на ток около 60А. Во время замыканий проводки время перегорания предохранителя около 0,5 сек, при этом ток короткого замыкания достигает 160А, что приводит к большой разброс искр и повреждения изоляции. Далее может загораться соломенная масса или другие скопления технологического продукта, пропитанные маслом. А если предохранитель установлен с толстой проволоки «с запасом», то уже беды не избежать.
Случается также замыкания проводки цепи включения вспомогательного оборудования, например муфты кондиционера, из-за повреждения изоляции. Эта цепь обычно защищена плавким предохранителем на 13А. Практика показывает, что в случае короткого замыкания в этой цепи дуговой разряд по перегорание предохранителя поддерживает в цепи ток короткого замыкания в течение 3 сек. За это время проводники нагреваются до опасной температуры, их изоляция повреждается и происходит возгорание технологического продукта и изоляции проводов.
Одной из самых опасных причин возникновения пожара являются механические повреждения изоляции на пути от аккумуляторного ящика к стартеру и замыкания в стартер. Цепь стартера через значительную величину тока (более 700А) не имеет защиты. При коротком замыкании ток достигает максимума, и мгновенно вспыхивает изоляция и горючие предметы и растительные остатки, контактирующие с проводником.
Трассировки проводника проводят с учетом возможности изменения его длины. При недостаточной длины проводника его заменяют, а при большой - чрезмерную петлю формируют в местах, где нет поводов, и следят, чтобы проводник постоянно был закреплен прижимами к неподвижных элементов. Под прижим устанавливают эластичную прокладку.
В процессе работы трактора или комбайна происходит усадка (деформация) панелей, что может привести к разрушению изоляции проводника, поэтому периодически проверяют места прохождения проводника через стенку аккумуляторного ящика и подрамник двигателя, и если отсутствуют резиновые уплотнители, то их устанавливают в этих местах для исключения подрезания изоляции.
Бывают случаи возникновения пожара в результате замыкания диодного моста генератора, расплавление алюминиевых деталей и зажигания пожнивных остатков. Поэтому перед началом эксплуатации техники проверяют и при необходимости подтягивают гайки стяжных болтов генератора, убеждаясь в исправности подшипника ротора, и проверяют натяжение ремня привода генератора.
Механическое трение
Для комбайнов причиной пожара может быть также зажигания технологической массы от сухого трения вследствие наматываемого технологического продукта на деталях, вращающиеся: валов подборщика, валов шнека жатки, валов мотовила, осей граблин мотовила, валов транспортера наклонной камеры, валов контрприводов, валов соломотряса, валов половотряса , валов шнеков молотилки. Степень нагрева мало зависит от скорости вращения, а больше силы давления намотки на неподвижную деталь, то есть от количества намотки технологического продукта. Поэтому при сборе засоренных сорняками полей, продолговатых соломяных культур и семенников трав осматривают валы не менее 2-3 раза в смену и постоянно контролируют их оборота. Посменно осматривают места возможного наматывания, очищают валы и механизмы специальным чистиком или ножом. Также нужно своевременно смазывать ступицы мер муфт, не допускать затягивания мер муфт выше рекомендованного момента.
Пожары на комбайнах возникают также вследствие сухого трения деталей комбайна:
• барабана о панель молотилки;
• клавиш соломотряса между собой и о панель;
• шнека-подборщика и жатки о боковину;
• ремней о защитные кожухи;
• шкивов, звездочек по деталям ограждения и о каркас молотилки;
• цепей и ремней по деталям ограждения и элементах электрооборудования (особенно в передачах с длинными пасами: привод соломотряса, измельчителя, задний контрпривод).
На все эти узлы и агрегаты нужно обращать внимание, периодически проверяя их состояние.
Для комбайнов причиной пожара может быть также зажигания технологической массы от сухого трения вследствие наматываемого технологического продукта на деталях, вращающиеся: валов подборщика, валов шнека жатки, валов мотовила, осей граблин мотовила, валов транспортера наклонной камеры, валов контрприводов, валов соломотряса, валов половотряса , валов шнеков молотилки. Степень нагрева мало зависит от скорости вращения, а больше силы давления намотки на неподвижную деталь, то есть от количества намотки технологического продукта. Поэтому при сборе засоренных сорняками полей, продолговатых соломяных культур и семенников трав осматривают валы не менее 2-3 раза в смену и постоянно контролируют их оборота. Посменно осматривают места возможного наматывания, очищают валы и механизмы специальным чистиком или ножом. Также нужно своевременно смазывать ступицы мер муфт, не допускать затягивания мер муфт выше рекомендованного момента.
Пожары на комбайнах возникают также вследствие сухого трения деталей комбайна:
• барабана о панель молотилки;
• клавиш соломотряса между собой и о панель;
• шнека-подборщика и жатки о боковину;
• ремней о защитные кожухи;
• шкивов, звездочек по деталям ограждения и о каркас молотилки;
• цепей и ремней по деталям ограждения и элементах электрооборудования (особенно в передачах с длинными пасами: привод соломотряса, измельчителя, задний контрпривод).
На все эти узлы и агрегаты нужно обращать внимание, периодически проверяя их состояние.
Подшипники
Нередки случаи возникновения пожара в результате перегрева подшипников. Чаще всего - разрушение деталей подшипника из-за некачественного изготовления, недостаточное количество или отсутствие смазки в них или нарушение правил составления. Важно своевременно (согласно рекомендованным сроками) проводить смазки подшипников, один раз в сезон менять масло в корпусах с обязательной промывкой.
Чрезмерное затягивание конусных закрепительных втулок подшипников также приводит к их перегреву. Затягивание гаек закрепительных втулок выполняют специальным динамометрическим ключом, чтобы контролировать момент затяжки в соответствии с техническими требованиями.
Причиной перегрева, а затем и пожара, может быть разрушение подшипников вследствие деформации валов в месте установки подшипников. Или разрушения подшипников валов рабочих органов вследствие повреждения уплотнения технологической массой (зернового шнека, колосового шнека, распределительного шнека, валов механизма до измельчительного устройства, загрузочного шнека бункера). http://impod.ru/
Нередки случаи возникновения пожара в результате перегрева подшипников. Чаще всего - разрушение деталей подшипника из-за некачественного изготовления, недостаточное количество или отсутствие смазки в них или нарушение правил составления. Важно своевременно (согласно рекомендованным сроками) проводить смазки подшипников, один раз в сезон менять масло в корпусах с обязательной промывкой.
Чрезмерное затягивание конусных закрепительных втулок подшипников также приводит к их перегреву. Затягивание гаек закрепительных втулок выполняют специальным динамометрическим ключом, чтобы контролировать момент затяжки в соответствии с техническими требованиями.
Причиной перегрева, а затем и пожара, может быть разрушение подшипников вследствие деформации валов в месте установки подшипников. Или разрушения подшипников валов рабочих органов вследствие повреждения уплотнения технологической массой (зернового шнека, колосового шнека, распределительного шнека, валов механизма до измельчительного устройства, загрузочного шнека бункера). http://impod.ru/